Рекомендации по внедрению Карельской медицинской информационной системы


Успех внедрения Карельской медицинской информационной системы в значительной степени зависит от следующих предпосылок:

Заинтересованность администрации ЛПУ в процессе информатизации. Без личного участия в процессе внедрения и использования КМИС, без непосредственного ежедневного контроля и заинтересованности в достижении поставленных целей сама по себе медицинская информационная система не может быть внедрена на должном уровне. Поэтому личная заинтересованность руководства ЛПУ в успехе проекта является основополагающим принципом.

Качество и полнота подготовительного этапа. Известно, что на начальном этапе ни руководство ЛПУ, ни технический персонал не имеют достаточного опыта и знаний, чтобы самостоятельно и безошибочно осуществить весь процесс внедрения медицинской информационной системы. Поэтому выполнение рекомендаций нашей компании на подготовительном этапе имеет очень важное значение.


Выбор медицинской информационной системы
Самое первое, что должен сделать руководитель ЛПУ - это надежно определится с выбором медицинской информационной системы. В этом ему может помочь наша статья "Рекомендации по выбору медицинской информационной системы", опубликованная журналом "Менеджер здравоохранения", №5 2010 г. Стр. 38-45. Полный текст этой работы доступен здесь

Если Вы выбрали наш программный продукт, то для того, чтобы помочь Вам правильно и эффективно начать процесс внедрения КМИС, мы рекомендуем выполнить 4 простых шага:

Определите и согласовать со специалистами нашей компании объем внедрения.
Начните проект внедрения КМИС с формулировки цели и задач, которые Вы хотите достигнуть за счет средств системы. Определите необходимый объем служб, кабинетов или специалистов, которые должны быть автоматизированы для достижения поставленной цели. После этого постройте план зданий и кабинетов с указанием рабочих мест, подлежащих автоматизации. На основании этого плана рассчитайте необходимое количество компьютеров. Закажите эскизный проект вычислительной сети для Вашего ЛПУ с учетом разработанных планов и рассчитанного количества компьютеров. Вся эта техническая документация позволяет наглядно представить Ваше ЛПУ как объект автоматизации. На основе этого представления специалисты нашей компании могут подсказать Вам, как лучше всего организовать внедрение системы и обучение пользователей, как эффективно распределить имеющиеся финансовые средства так, чтобы получить наилучший результат от инвестиций в автоматизацию.

Создайте в ЛПУ необходимую инфаструктуру.
В том числе выберите сервер или несколько серверов, которые будут обладать необходимой вычислительной мощностью для функционирования КМИС в Вашем ЛПУ. Обязательно запланируйте бесперебойное электропитание для сервера. Определите необходимое количество компьютерной техники и периферийных устройств (принтеры, сканнеры). Дополнительные сведения по данным вопросам содержаться на странице "Технические требования к оборудованию и программному обеспечению". Выберите подходящую для Вас редакцию КМИС на странице "Схемы лицензирования". Выберите поставщика техники и программного обеспечения, который будет полностью соответствовать Вашим требованиям и даст Вам необходимые гарантии качества и объема необходимых услуг по внедрению медицинской информационной системы. Параллельно необходимо осуществить обучение будущих пользователей системы азам работы на компьютере - освоить работу в среде Microsoft Windows и Microsoft Office (этот шаг можно запланировать до начала работ по непосредственному внедрению КМИС в ЛПУ).

Определите группу внедрения.
Этот шаг - один из наиболее важных подготовительных мероприятий. Группа внедрения - это тот "локомотив", который должен иметь весь в коллективе и существенную заинтересованность в успехе процесса внедрения. Лучше, если непосредственным руководителем группы внедрения является первое лицо в ЛПУ (главный врач, директор). Также очень важно включить в группу внедрения заинтересованных сотрудников, желающих на практике осваивать информационные технологии и готовых делиться своим опытом с коллегами. Перед группой внедрения должна быть поставлена важнейшая задача: составление и утверждение план внедрения, которые вырабатывается в соответствии с намеченным объемом автоматизации рабочих мест, имеющимися компьютерами и локальными вычислительными сетями в ЛПУ. Этот план должен с одной стороны соответствовать целями и задача автоматизации, а с другой стороны - учитывать т.н. "человеческий фактор", особенности организации медицинской помощи в ЛПУ и внутренние взаимоотношения в коллективе. В нашей компании разработан подробный документ, который называется "Рекомендации по внедрению и развертыванию КМИС". В этом документе данное направление подготовительного этапа раскрыто достаточно полно. Вы можете получить этот документ у специалистов компании сразу перед началом процесса внедрения КМИС.

Постоянно мониторьте и оценивайте эффективность процесса внедрения.
Инсталляция и первичная настройка системы, как правило, выполняется с участием высокопрофессиональных сотрудников компании из отдела внедрений. Отметим, что инсталляция системы - это далеко не самый важный и сложный этап внедрения КМИС. Сразу после установки системы начинается поэтапный процесс обучения пользователей и подключение их к работе с КМИС. Именно это и является одной из самых сложных задач руководства ЛПУ: на данном этапе очень важно осуществлять постоянный мониторинг процесса автоматизации, оценивать личный вклад каждого сотрудника ЛПУ в общий процесс, анализировать проблемные места и вовремя принимать корректирующие решения. По мере запуска процесса внедрения руководство ЛПУ должно разработать и оценить долгосрочный план подключения отдельных служб или специалистов к системе, т.е. вывод КМИС на 100% уровень использования во всех подразделениях ЛПУ.